Содержание:

1.Основные направления работы школьного психолога. 

2. Перспективный план работы.

3. План психологического сопровождения подготовки к ОГЭ, ЕГЭ.

4. Психолого – педагогическая программа  «Путь к успеху»(9-11 классы).

5. График работы педагога — психолога.

 

Основные направления работы психолога.

  • просветительская работа
  • профилактическая работа
  • диагностическая работа
  • консультативная работа
  • коррекционно-развивающая работа

Психологическое просвещение — это приобщение взрослых — учителей, родителей — и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем:

  • ознакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
  • популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
  • формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
  • знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;
  • достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу — можно приглашать других специалистов.

Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данной школы, данного контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.

Профилактическая работа — вид деятельности практического психолога, направленный на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

В психопрофилактике выделяют три уровня:

I уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей.

II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.

III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.

Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.

Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:

  • составление социально-психологического портрета школьника;
  • определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
  • выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Основные параметры диагностической работы включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.

Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Консультативная работа психолога школы проводится по следующим направлениям:

  1. Консультирование педагогов.
  2. Консультирование родителей.
  3. Консультирование школьников.
  4. Консультирование педагогов

В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления:

  1. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания. Психолог может оценить, насколько полно учтены возрастные особенности учащихся, насколько адекватны механические аспекты педагогической программы технике эффективного коммуникативного воздействия.
  2. Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Данная форма консультативной работы помогает решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогает создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка.
  3. Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтовв различных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель — родители и др. В рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем — совместно. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.
  4. Консультирование родителей

Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации подобной работы с педагогами, может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказанием консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой — по инициативе психолога.

Практика работы психологов-консультантов позволяет типизировать случаи обращения родителей за психологической помощью.

1.Случаи, группирующиеся вокруг проблемы плохой успеваемости: плохая успеваемость по всем или некоторым предметам; плохая память; невнимательность; неорганизованность; отсутствие желания учиться; эмоциональные срывы по поводу учебных успехов или неуспехов и др.

2.Случаи, группирующиеся вокруг тревожности родителей по поводу  индивидуально-личностных качеств ребенка: медлительный, утомляемый, упрямый, эгоист, агрессивный, тревожный, лживый, конфликтный и др.

3.Случаи, группирующиеся вокруг особенностей межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительный, учитель предвзято относится к ребенку, плохие отношения между братьями и сестрами, непонимание ребенка родителями и др.

4.Запрос по поводу выдающихся, с точки зрения родителей, способностей ребенка: как составить план индивидуальных занятий с ребенком, рассчитать посильную для него нагрузку.

  1. Консультирование учащихся.

К школьному психологу обращаются учащиеся, главным образом по таким вопросам:

  • взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; самовоспитание;
  • профессиональное и личностное самоопределение; культура умственного труда и поведения и т. п.

Вот, например, перечень проблем, с которыми к психологу часто обращаются подростки и старшие школьники:

1) взаимоотношения в семье — непонимание со стороны родителей, слежка и жесткие запреты, борьба подростков за самостоятельность;

2) отношения в диаде «мальчик—девочка» — ссора с любимым человеком, страх потерять любовь, соперничество и ревность, желание привлечь внимание того, кто нравится, отсутствие взаимности и т. д.;

3) трудности самоопределения — жизненное предназначение, выбор профессии, ориентация в материально-экономических вопросах;

4) субъективные трудности, связанные с личными проблемами и переживаниями — чувство вины, тоски, пустоты и одиночества, страдания по поводу своего физического облика, переживание утраты смысла жизни и т. п.

Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.

Цели коррекционно-развивающей работы с детьми определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:

  1. Оптимизация социальной ситуации развития.
  2. Развитие видов деятельности ребенка.
  3. Формирование возрастно-психологических новообразований.

Таким образом, коррекционная работа в школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребенка.

Если говорить о более частных целях психокоррекции, ими могут быть: соответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме; трудности психологической адаптации к школе и школьным требованиям; негативные тенденции личностного развития; проблемы общения и взаимодействия со сверстниками, с учителями, родителями; неорганизованность поведения ребенка, включающая в себя недостаточную целенаправленность деятельности.

Особое внимание в психокоррекционной работе с детьми должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям. Важной задачей консультанта являются снятие чувства тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубление понимания его трудностей. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом.

Перспективный план работы педагога – психолога Зарины Хаматхановны Бексал

/ 2019-2020 уч. год/

Цель работы педагога-психолога:

— психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательно-воспитательном процессе школы;

— сохранение психологического здоровья детей как основа для полноценного психического и психологического развития ребенка на всех этапах образования;

— психолого-педагогическое сопровождение процесса развития и воспитания детей в образовательном пространстве школы;

-создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития ребенка и оказанию им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.

 Задачи:

— содействовать созданию социально-психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся первого, пятого и десятого классов;

— обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей при переходе на ФГОС ООО;

— осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, в освоении ООП, ОВЗ, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы;

-способствовать созданию психолого-педагогических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития;

— способствовать организации процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, выявляющих предрасположенность учащихся к тем или иным направлениям образовательной и профессиональной деятельности;

— осуществлять психологическое сопровождение подготовки к экзаменам, профилактика предэкзаменационного стресса; — повышать психологическую компетентность педагогов и родителей учащихся;

-содействовать коллективу образовательного учреждения в создании психологически безопасной образовательной среды.

Методическая тема: психологическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов.

Основные виды деятельности:

  • — диагностическая;
  • — просветительская;
  • — консультативная;
  • — профилактическая;
  • — коррекционная.

 

 

 

 

Направление работы Средства и методы Контин-гент Сроки исполнения Ожидаемый результат
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Изучение особенностей адаптации учащихся 1, 5, 10 классов Комплекс методик.

Социометрия

1,5, 10 кл Сентябрь- декабрь Своевременное выявление детей группы риска с целью коррекции и координации работ всех служб школы; выявление детей с целью предупреждения школьной дезадаптации

 

Психологическая диагностика в 1 классе Стартовая. Личностные УУД Групповая и индивидуальная формы 1 кл Октябрь- ноябрь Использование в работе пед. Коллектива знания личностных и интеллектуальных особенностей учащихся для решения проблемы школьной успеваемости

 

Составление списков учащихся группы социального риска

 

Изучение личных дел и мед.карт учащихся

 

1-11 кл Сентябрь Формирование группы учащихся для наблюдения и контроля с целью предупреждения школьной дезадаптации и обеспечения благоприятной среды для личностного развития

 

Диагностика в 4 классе. Тест «Лесенка», «Дерево». Определение уровня адаптационного потенциала (уровень тревожности)

/ По методике Прихожан, мотивация- Лусканова

Групповая и индивидуальная формы 4 кл Апрель-май Получение объективной

информации об уровне

адаптационного потенциала при переходе в среднее звено учащихся четвертого класса в условиях реализации федеральных и государственных стандартов нового поколения. Использование в работе пед. коллектива знания личностных и интеллектуальных особенностей учащихся для решения проблемы школьной успеваемости

 

Сбор первичной информации о семьях детей, находящихся в сложной жизненной ситуации и детей с ОВЗ. Углубленное психологическое обследование детей группы риска, детей с ОВЗ (диагностика уровня школьной тревожности Филипса, диагностика психических процессов, диагностика личности)

 

Инд. работа По запросу В течение года Предупреждение или коррекция возможной дезадаптации
Изучение психологического климата в коллективе, эмоциональной сплоченности; оценка психологического состояния школьников

 

Комплекс методик 6,7,8 кл По запросу Выявление учащихся группы риска, находящихся в трудной жизненной ситуации; выявление детей со школьной дезадаптацией. Обеспечение психологического сопровождения проблемных детей

 

Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников

 

Анкета

Программа «Технология профессиональной карьеры»

10-11 кл В течение года Определение направления будущей проф.деятельности
Изучение личностных особенностей, умственных способностей; выявление одаренных детей

 

Комплекс методик по запросу В течение года Оказание помощи педагогам в организации дифференцированного подхода на уроке и при подготовке к ГИА

 

Диагностика уровня тревожности у учащихся выпускных классов

 

Комплекс методик 9, 11 кл Ноябрь Обеспечение благоприятной развивающей среды для личностного роста и подготовки к экзаменам

 

Проведение индивидуальной и групповой диагностической работы с учащимися «группы риска» и детей из социально- неблагополучных семей Методики исследования личности Учащиеся По запросу Выявление учащихся группы риска по суициду, находящихся в трудной жизненной ситуации; выявление детей со школьной дезадаптацией, с целью коррекции и координации работ всех служб школы.
                                      Коррекционная работа
Психолого- педагогическое сопровождение детей «группы риска» и детей из социально- неблагополучных семей

 

Комплекс методик Учащиеся В течение года Обеспечение психологического сопровождения проблемных детей

 

Облегчение процесса адаптации Занятия по плану 1, 5, 10 кл Сентябрь-ноябрь Снижение уровня эмоционального напряжение, повышение уверенности в себе

 

Коррекционно- развивающая работа с Учащимися 1 класса Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации первоклассников «Тропинка к своему Я», Локалова Н.П., 120 уроков психологического развития младших школьников

 

Групповая и индивидуальная работа 1 классы В течение года по программе Снизить тревожность; Сформировать чувство психологической защищенности у детей в условиях совместной творческой деятельности; Развить конструктивные способы взаимодействия в детском коллективе.

 

Развивающие занятия для учащихся 2-4 классов по программе «Тропинка к своему Я», Локалова Н.П., 120 уроков психологического развития младших школьников

 

Групповая и инд.работа 2-4 классы В течение года Развить такие способности как: самоконтроль, самостоятельность, способность к рассуждению, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. Сформировать положительный климат в группе, снять эмоциональное напряжение, Развить конструктивные способы взаимодействия в детском коллективе

 

Профилактика суицида Индивидуальная коррекция для попавших в кризисную ситуацию

 

Учащиеся В течение года Повышение сопротивляемости к стрессу, развитие эмоционально- волевой сферы, нормализация эмоционального фона

 

Развитие у подростка способности видеть непохожесть людей друг на друга

 

Занятия «Психологический практикум»

 

5-9 кл В течение года Актуализация знаний подростков о многообразии мнений, убеждений, привычек и обычаев. Развитие у детей способности к сопереживанию и сочувствию

 

Тренинговые занятия по снятию тревожности и формированию стрессоустойчивости учащихся выпускных классов

 

Проведение упражнений, способствующих сохранению психологического здоровья

 

9,11 кл В течение года

По результатам диагностики

Повышение сопротивляемости к стрессу, нормализация эмоционального фона

учащихся.

 

Профориентационные

игры и консультации для старшеклассников

 

Подбор игр, способствующих профессиональному самоопределению старшеклассников

 

Освоение навыков конструктивного взаимодействия, значение профессионального самоопределения

 

Проведение тематических тренингов (по запросу классного руководителя или результатам диагностической работы)

 

Проведение упражнений, способствующих поддержанию эмоционального комфорта учащихся в коллективе, установление доверительных отношений в классе и т.д .

 

По запросу В течение уч.года Обеспечение психологического сопровождения детей, формирование учебной мотивации

 

Развитие коммуникативных навыков подростков с девиантным поведением, имеющих проблемы в общении, снижение уровня агрессивности, тревожности

 

Коррекция личностного развития подростков с девиантным поведением через психологическую поддержку Проведение коррекционных занятий с «трудными» детьми

 

По мере необходимости В течение уч.года Личностное развитие подростков, которое включает понимание себя, своих чувств, мотивов своих поступков; решение проблем в сфере взаимоотношений с окружающими, как в установлении позитивных контактов, так и в избегании конфликтов, и развитие навыков общения; формирование самоконтроля

 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Консультирование классных руководителей 1, 5, 10-х классов по результатам диагностик школьной адаптации

 

Помощь учителю в дальнейшем обучении школьников.

 

Учителя Октябрь-ноябрь Развитие социальных навыков у учащихся, формирование классных коллективов

 

Индивидуальные консультации педагогов

 

Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных ученических групп

 

По запросу В течение уч.года Оказание помощи в проблемных ситуациях, коррекция возникающих проблем

 

Индивидуальные консультации учащихся

 

— Оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии. — Обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения, и развития. — Оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

 

По запросу В течение уч.года  

Оказание помощи в проблемных ситуациях, коррекция возникающих проблем, сохранение психического здоровья учащихся, формирование школьной учебной мотивации, оказание помощи в профессиональном самоопределении, преодоление кризисной ситуации, профилактика суицида

 

Индивидуальная консультативная работа с детьми из неблагополучных семей, с сиротами и инвалидами

 

Оказание психологической помощи и поддержки

 

Учащиеся В течение уч.года Профилактика суицида и школьного невроза, стабилизация эмоционального состояния

 

Индивидуальные консультации для родителей Консультирование родителей по проблемам в учебе, поведении, общении или взаимоотношениях родителей с ребенком, по вопросам профориентации и аттестации

 

Родители В течение уч.года Оказание помощи в проблемных ситуациях, коррекция возникающих проблем, нормализация отношений, совместное решение проблем поведения ребенка

 

Выступление на родительских собраниях Представление общих данных диагностики учащихся, предоставление рекомендаций по вопросам воспитания детей, возрастным особенностям

учащихся и т.д.

 

Родители В течение уч.года Психопросвещение родителей

 

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Выступление на педсоветах, совещаниях, МО в школе Представление данных диагностики. Семинары по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в 1, 5, 10-х классах

 

Педагогический коллектив В течение уч.года Облегчение процесса адаптации, снижение количества дезадаптироанных учащихся; психопросвещение педагогов

 

Психологическое просвещение родителей:

Психологическая готовность детей к обучению в школе «Первый раз в первый класс». Возрастные особенности учащихся 5-х классов. «Первый раз в пятый класс», «Адаптация 10- классников: трудный диалог с подростком»

 

Родительское собрание Родители 1 четверть Повышение психологической компетентности участников образовательного процесса для увеличения общего уровня адаптированности первоклассников, пятиклассников

 

Выступление на родительских собраниях Семинары, касающиеся возрастных особенностей учащихся, подготовки к экзаменам, особенностям одаренных детей, перехода в старшее звено школы и пр.

 

Родители В течение уч.года Психопросвещение родителей, повышение интереса родителей к проблеме одаренности и её развитие

 

Помощь в проведении тематических классных часов Повышение психологической компетенции учащихся По запросу В течение учебного года Обеспечение благоприятной развивающей среды для личностного развития учащихся
Неделя психологии Повышать психологическую компетентность учащихся и учителей школы Учащиеся, учителя и родители Ноябрь, март Формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Психологическое сопровождение психолого- педагогической экспертизы образовательной среды (школьный ПМПк)

 

Помощь в заполнении бланков экспертизы, обработка результатов экспертизы, подготовка документации

 

В течение уч.года
Оформление тематических папок Сбор и систематизация материалов

 

В течение уч.года
Расширение картотеки диагностических методик, комплектование инструментария.

 

Анализ методической литературы, сбор стимульного материала.

 

В течение уч.года
Расширение картотеки коррекционно-развивающих программ.

 

Анализ методической литературы, сбор стимульного материала.

 

В течение уч.года
Перспективное планирование деятельности педагога- психолога

 

Составление и утверждение плана школьного психолога

 

Август
Обмен опытом, повышение проф. компетенции

 

Посещение семинаров в школах по плану МО, работа с документацией, чтение и анализ научной и практической литературы

 

В течение уч.года
Координация деятельности психолога

 

Анализ и планирование

деятельности психологической годовой службы: план, тематическое планирование, отчеты

 

В течение уч.года

Основные направления работы педагога — психолога.

Психологическая служба школы — специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции.

Целями службы являются:

  • содействие администрации и педагогическим коллекти­вам образовательных учреждений в созда­нии социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охра­ны здоровья и развития личности;
  • содействие в приобретении учащимися образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получе­ния профессии, развития карьеры, достижения успе­ха в жизни;
  • оказание помощи обучающимся в определении своих воз­можностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
  • содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающих­ся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Задачи службы:

  • психологический анализ социальной ситуации раз­вития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возник­новения, путей и средств их разрешения;
  • содействие личностному и интеллектуальному разви­тию обучающихся, воспитанников на каждом возра­стном этапе развития личности;
  • формирование у обучающихся, воспитанников способ­ности к самоопределению и саморазвитию;
  • содействие педагогическому коллективу в гармони­зации социально-психологического климата в обра­зовательных учреждениях;
  • психологическое обеспечение образовательных про­грамм с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возмож­ностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
  • профилактика и преодоление отклонений в социаль­ном и психологическом здоровье;
  • содействие распространению и внедрению в практи­ку образовательных учреждений достижений в обла­сти отечественной и зарубежной психологии;

 

 

План

психологического сопровождения

 подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

педагога – психолога Бексал Зарины Хаматхановны

/2019-2020 уч.год/

 

Цели: психологическая  поддержка участников образовательного процесса в период подготовки и проведения ЕГЭ, ОГЭ,  создание для выпускников психологически безопасного пространства в системе «школа-дом»  в экзаменационный период.

 

  Задачи: 1.Оказание помощи выпускникам  в преодолении  процессуальных, личностных, когнитивных   трудностей.

  • Формирование готовности родителей к ЕГЭ, ОГЭ.
  1. Сохранение психологического здоровья педагогов.

 

Организационно-методическая деятельность.

№п/п Содержание работы Сроки
1

 

2

 

3

4

Планирование работы по психологической подготовке учащихся, педагогов, родителей к ЕГЭ.

Пополнение диагностической базы, методического материала по вопросам подготовки к ЕГЭ.

Анализ диагностических исследований.

Анализ организации психолого-педагогического сопровождения подготовки к ЕГЭ.

Сентябрь

 

В течение года

 

Систематически

Февраль,

итоговый – до 25 июня.

 

Работа с учащимися

Направления работы Мероприятия Сроки
  1 Диагностическая

работа

1. Первичный опрос учащихся 9 класса об ОГЭ

2.Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний (методика Барышева А.Ю).

3.Выделение группы учащихся с повышенной активностью одного из полушарий мозга.

4.Исследование самооценки, уровня тревожности (методика Кондаша).

5.Изучение особенностей познавательной деятельности, типа интеллекта (по запросу).

6. Определение уровня психологической готовности к экзаменам (опросник «Итоги ЕГЭ»)

сентябрь

октябрь-ноябрь

 

Декабрь -январь

 

Апрель

 

Весь период

 

После проведения пробных экзаменов

  2 Консультативная работа.

 

 

1.Индивидуальные консультации учащихся «группы риска» сдачи экзаменов.

2. Индивидуальные консультации (по запросу).

3. Групповые консультации:

—        «Упражнения на преодоление экзаменационной тревожности» — 9 кл;

—        «Стресс.Профилактика экзаменационного стресса» — 11 кл

—         «Как действовать во время тестирования»;

—         « Приемы мобилизации интеллектуальных возможностей при подготовке к ГИА»

Весь период

 

 

  3 Развивающая работа.

 

1.Обучение навыкам саморегуляции и саморасслабления (аутотренинговые упражнения, релаксационные техники – по результатам исследований и по запросу).

2.Реализация цикла групповых занятий в 9 классе по психологической подготовке к  ОГЭ:

—        «Уверенность»;

—        «Цветные ассоциации»;

—        «Экзамен без стресса».

4. Реализация цикла групповых занятий в 11 классе по психологической подготовке к  ЕГЭ:

—        психологическая игра «Параллельный мир»;

—         «Уверенность»;

—        «Боремся с негативной установкой».

 

Весь период

 

 

 

 

 

октябрь-ноябрь

январь-февраль

апрель-май

 

 

 

октябрь-ноябрь

 

февраль-март

апрель-май

 

Работа с педагогами.

 

Направления работы              Мероприятия Сроки
  1 Диагностическая

работа

1.Оценка психоэмоционального состояния,  педагогов, готовящих учащихся  к итоговой аттестации.

2. Диагностика по запросу.

2 полугодие (по согласованию с администрацией)

Весь период

  2 Консультативно-просветительская работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Консультация классных руководителей, педагогов  9, 11 классов «Выделение детей группы риска».

2.  Консультации по результатам наблюдений, диагностических исследований, по запросу.

3. Оказание помощи в проведении родительских собраний по вопросам подготовки к ЕГЭ.

4. Подготовка цикла информационного материала на стенд:  психотехнические упражнения для снятия  психологической напряженности.

Февраль

 

 

Весь период

 

 

По запросу

 

 

В течение года

 

3 Развивающая работа. Занятие в комнате психологической разгрузки По запросу

 

 

Работа с родителями

 

Направления работы              Мероприятия    Сроки
  1 Диагностическая

работа

1. Определение уровня тревожности родителей (9 кл)

2. Определение детей группы риска (анкета Чибисовой М.Ю.)

По запросу

II полугодие

  2 Консультативно-просветительская работа.

 

1. Участие в родительских собраниях:

— «Проведение обследования ТПМПК с целью определения особых условий прохождения ГИА» (9 кл)

— «Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ГИА»

2. Индивидуальные консультации (по запросу).

    По плану родительских собраний классов и школы.

Весь период

 

Психолого – педагогическая

программа  «Путь к успеху»(9-11 классы)

 педагога – психолога Бексал Зарины Хаматхановны

/2019-2020/

 

Цель программы : отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзаменам; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.

Методы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники.

Задачи:

  1. Повышение сопротивляемости стрессу.
  2. Отработка навыков уверенного поведения.
  3. Развитие эмоционально – волевой сферы.
  4. Развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
  5. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
  6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
  7. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ГИА, кроме того с её помощью выпускники могут научиться различным приёмам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приёмам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно, работать и эффективно отдыхать.

 

Планируемые результаты психологической работы

  1. Снижение уровня тревожности.
  2. Развитие концентрации внимания.
  3. Развитие чёткости и структурированности мышления.
  4. Повышение сопротивляемости стрессу.
  5. Развитие эмоционально-волевой сферы.
  6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
  7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ГИА).

 

Сроки реализации программы

Количество занятий: одно занятие в четверть продолжительностью 40 минут.

Всего за год: 4 занятия.

 

Практическая часть

Мини-лекции.

Дискуссии.

Релаксационные методы.

Метафорические притчи и истории.

Психофизиологические методики.

Упражнения с элементами арттерапии.

Диагностические методики

 

 

Тематический план занятий

№п/п Тема Кол -во занятий Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений Дата проведения
1 Как лучше подготовиться к экзаменам 1 Сообщить об эффективных способах подготовки к экзаменам «По радио сказали»; тест «Моральная устойчивость», мини-лекция «Как готовиться к экзаменам», кинезиологические упражнения.
2 Поведение на экзамене 1 Дать рекомендации по поведению во время подготовки и в момент экзамена. Разминка «Считалка», мини-лекция «Как вести себя во время экзаменов»; дискуссия в малых группах; медитативно-релаксационное упражнение – «Храм тишины».
3 Память и приёмы запоминания 1 Знакомство с характеристиками памяти человека.

Обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков.

Упражнение «Комплимент»; упражнение: «На льдине»; мини-лекция: Память. Приемы организации запоминаемого материала; упражнение «Снежный ком»
4 Способы саморегуляции в стрессовой ситуации 1 Дать рекомендации по саморегуляции в стрессовой ситуации. Помочь учащимся осмыслить собственную модель поведения в кризисной ситуации. Мини-лекция «Способы снятия нервно-психического напряжения»; упражнение «Мысленная картина»; упражнение «Мышечная релаксация»;

График работы

 

психологической службы ГБОУ «СОШ 2 г. Сунжа»

 

            /Педагог- психолог Бексал Зарина Хаматхановна/

 

Понедельник                                  09:30 – 15:00

Вторник                                          10:00 – 14:30

Среда                                               10:00 – 14:30

Четверг                                            10:00 – 14:30

Пятница                                           09:30 – 15:00